Загрузка сайта
RU EN

Особенности госэкоэкспертизы в 2023 году: риски и возможности

Е. В. Старова, генеральный директор АО ГК «ШАНЭКО»

Е. А. Мальцева, начальник организационно-правового отдела департамента общественной безопасности Администрации г. Омска

Вопрос проведения повторной государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации после внесения в нее изменений из-за санкционных ограничений сегодня очень актуален. Рассмотрим его на конкретном примере.

Введение санкций привело к сокращению или прекращению поставок в нашу страну некоторых строительных материалов, оборудования и специальной техники, использование которых было предусмотрено в проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ. Хозяйствующие субъекты вынуждены адаптировать свою деятельность к новым обстоятельствам при необходимости выполнения установленных нормативно-правовых и нормативно-технических требований.

В 2022 г. Правительством РФ принят ряд мер, направленных на поддержку предприятий и организаций при замене импортных материалов и технологий на отечественные аналоги, а также на снижение административных барьеров при их внедрении в производство. Природоохранным законодательством предусмотрен комплекс мероприятий по формированию оценки соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды для реализации механизмов предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, в том числе при организации и проведении ГЭЭ.

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, – нарушение законодательства. Ответственность за это предусмотрена ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ – административный штраф для юридических лиц составляет от 100 тыс. до 250 тыс. руб.

ГЭЭ организуется и проводится в отношении документации, являющейся объектом экспертизы согласно ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

(далее – Закон № 174-ФЗ). В соответствии с п. 8 ст. 11 Закона № 174-ФЗ, если по объекту получено положительное заключение ГЭЭ, но его реализация осуществлена с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, затрагивает технические и (или) конструктивные, качественные и (или) количественные характеристики объекта, то документация является новым объектом ГЭЭ со всеми вытекающими отсюда последствиями, то есть с актуализацией, корректировкой материалов оценки воздействия на окружающую среду намечаемой и иной деятельности (далее – ОВОС), с аналогичным объемом комплекса мероприятий, включая общественные обсуждения с заинтересованными гражданами и общественными организациями.

С 1 сентября 2022 г. для хозяйствующих субъектов упрощена процедура экспертиз благодаря реализации возможности одновременного проведения экологической и строительной экспертизы в режиме «одного окна».

Для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты при реализации программы импортозамещения Минстрой России в письме от 26.10.2022 № 55956-СМ/08 предлагает руководствоваться:

  • ст. 49 Градостроительного кодекса РФ;

  • постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 711 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  • постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» (далее – постановление № 579).

Данные меры в совокупности позволяют в определенных случаях изменять проектную документацию, не проводя дополнительных строительной и экологической экспертиз. Инициаторы намечаемой (планируемой) деятельности все чаще принимают управленческие решения, связанные с отказом от проведения экспертиз, что в ряде случаев вызывает большой общественный резонанс.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию вокруг строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) в Татарстане.

[По данным Росприроднадзора, заявительную документацию можно направлять через личный кабинет в системе «Главгосэкспертиза России»: https://new-uslugi.gge.ru)].

«Пример

В начале марта портал «БизнесOnLine» сообщил, что одна из российских компаний вынуждена внести изменения в проектную документацию по строительству промышленного объекта (https://www.business-gazeta.ru/article/585364), так как швейцарско-японский поставщик оборудования отказался от его доставки по ранее согласованным договоренностям. Из-за этого решено использовать отечественные механизмы и аппараты, участвующие технологическом процессе.

По информации портала, окончательного решения, проводить экспертизу или нет, компания еще не приняла»

Посмотрим на ситуацию с точки зрения нормативно-правовых требований и для этого обратимся к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее – постановление № 353). К рассматриваемому случаю применим п. 4 приложения 8 к постановлению № 353 => 88

По информации портала «БизнесOnLine», глубина локализации проектных решений увеличится с 70 до 90 %, то есть для реализации проекта МСЗ в дополнение к уже локализованным элементам оборудования планируется разработка и производство новых для РФ технических решений (колосниковой решетки, оборудования для очистки дымовых газов, электротехнического оборудования и автоматизированной системы управления технологическим процессом). При этом стоимость проекта значительно увеличится, но конкретная сумма не раскрывается.

ПУНКТ 4 ПРИЛОЖЕНИЯ 8 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ № 353

В 2022 и 2023 годах государственная экологическая экспертиза проектной документации, подлежащей ГЭЭ, по решению заказчика такой документации может не проводиться в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ, если такие изменения связаны с заменой предусмотренного проектной документацией оборудования и материалов на аналоги, имеющие идентичные технические характеристики, и не приводят к изменению качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов и (или) увеличению количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов.

Возможно, авторам проекта придется провести оценку и обоснование новых решений, с целью убедиться, не приведут ли они к изменению:

  • номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух;

  • характеристик и количества стоков;

  • характеристик и количества образуемых отходов.

Следует отметить, что вынужденный отказ от апробированной технологии Hitachi Zosen Inova и использование нового уникального оборудования может привести к ситуации, которая потребует проведения ГЭЭ также по основаниям п. 5 Закона № 174-ФЗ – ГЭЭ подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. Такая ситуация с высокой долей вероятности возникнет, если в проектной документации будет предусмотрена замена технологии.

Полагаем, что рассмотренная ситуация с МСЗ может потребовать актуализации материалов ОВОС. При этом проведение общественных обсуждений актуализированных проектных решений согласно положениям п. 2.2 приложения 8 к постановлению № 353 и ГЭЭ может стать неизбежной необходимостью выполнения законодательных требований.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Постановлением № 579 определены правоотношения, связанные с внесением изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, которые уже получили положительное заключение государственной экспертизы. Этим документом зафиксировано, что повторная архитектурно-строительная экспертиза по измененной проектной документации не проводится в случаях одновременного соответствия требованиям, если изменения:

  • не приведут к изменению первоначальных показателей функционирования линейных объектов;

  • не приведут к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды;

  • соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

  • вносятся в связи с заменой строительных ресурсов, указанных в проекте, на аналоги;

  • не увеличивают смету строительства более чем на 30 % и на 100 млн. руб.

Отказ от проведения строительной экспертизы может быть обоснован одновременным выполнением указанных условий.

Отсутствие необходимости проведения ГЭЭ определено в п. 4 приложения 8 к постановлению № 353. Так, в 2023 г. ГЭЭ проектной документации по решению заказчика может не проводиться в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ, при одновременном выполнении следующих условий:

  • замена предусмотренного проектной документацией оборудования и материалов на оборудование и материалы-аналоги, которые имеют идентичные технические характеристики;

  • отсутствие изменений качественных и количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух (то есть отсутствуют изменения по номенклатуре и количеству выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ) или сбрасываемых в водный объект (то есть отсутствуют изменения по номенклатуре и количеству сбрасываемых в водный объект загрязняющих веществ);

  • отсутствие изменения номенклатуры и количества образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов производства и потребления.

Подтверждением отсутствия указанных изменений является заключение разработчика проектной документации, по которой проводилась ГЭЭ. Оно содержит обоснование в виде пояснений, расчетов и выводов.

Однако возникает несколько вопросов:

  • каковы требования к такому заключению;

  • каковы погрешности при подтверждении неизменности показателей выбросов, сбросов и отходов;

  • какой орган и в рамках какой процедуры уполномочен принять решение о принятии или отказе от представленных обоснований?

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Как подготовить заключение? Полагаем, что оформить документ, обосновывающий соответствие внесен­ных в проектную документацию изменений, необходимо согласно постановлению № 353. Законодательно обоснованных требований к формату и содержанию такого документа на сегодняшний день нет, но очевидно, что в его состав должны входить как минимум следующие разделы:

  • общие сведения о планируемых изменениях;

  • анализ изменений проектной документации;

  • сравнение характеристик аналогов с первичным техническим решением;

    анализ потенциальных воздействий на окружающую среду и прогнозируемых последствий планируемой де­ятельности;

    ▸меры по предотвращению и (или) уменьшению возможного негативного воздействия планируемой (наме­чаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в сравнении с первичным вариантом технических решений; выявленные неопределенности в определении воздействий;

    ▸подготовка предложений по проведению мониторинга последствий реализации планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, эффективности выбранных мер по предотвращению и (или) уменьше­нию воздействия, а также для проверки прогнозов.

Допустимость замены технологических решений должна быть обоснована:

  • расчетами выбросов загрязняющих веществ от источников, оснащенных оборудованием-аналогом, и сравнением показателей выбросов;

  • расчетами сбросов загрязняющих веществ от источников, оснащенных оборудованием-аналогом, и сравнением показателей сбросов;

  • неизменностью нормативов образования отходов;

  • анализом номенклатуры отходов производства и потребления с выводом о неизменности перечня и количества отходов.

Документ должен включать графические и текстовые приложения, схемы, чертежи, демонстрационные материалы (при необходимости).

Неизменность показателей выбросов, сбросов и объемов образования отходов может быть подтверждена сравнительными расчетами с использованием утвержденных методик и данных по объектам-аналогам.

Вся документация, содержащая обоснования и сравнения, оформляется ее разработчиком, утверждается застройщиком или техническим заказчиком.

В заключение еще раз подчеркнем актуальность вопроса проведения ГЭЭ проектной документации после внесения изменений в ранее принятые архитектурно-строительные или технологические решения. Данной публикацией рассчитываем привлечь внимание профессионального сообщества к этому вопросу и ожидаем отклик заинтересованных сторон.

Страница сайта майского номера журнала "Экология Производства"


Материалы в электронном виде доступны для скачивания по ссылкам:
pdf